20 сент. 2009 г.

Об исследовательской деятельности младших школьников, о ТРКМЧП и о личном опыте

Сегодня прочитала пост Ирины Валентиновны Жакулиной "Развитие исследовательских умений в начальных классах". Не могу не согласиться с Ириной Валентиновной и особо хочу остановиться на нескольких моментах:
Младшие школьники - любопытный народ. Их всегда что-то интересует. Не спешите сразу отвечать на их вопросы. Пусть ребенок вначале сам попытается найти ответ (способ решения проблемы), а Вы лишь будете направлять его деятельность (выполнять роль консультанта)
И еще:
Развитию исследовательских умений способствуют технологии развивающего и проблемного обучения, РКМЧП.
Таким образом, исследовательские умения можем формировать и на уроке, используя изучаемый учебный материал. Самое главное - делать нужно это в системе, целенаправленно, вызывая у детей интерес к исследовательской деятельности.

Почему я процитировала именно эти фрагменты? Да потому, что увидела их в действии два дня назад.

В пятницу проводила урок, который готовила в ТГ Ирины Валентиновны в сообществе "ИКТ в начальной школе" "ТРКМЧП". Урок окружающего мира во втором классе по теме "Земля имеет форму шара". Конспект и презентация готовы. Я, в принципе, тоже "на старте". Запланировала использование нескольких приемов ТРКМЧП, один из которых - "Дневник исследований".

И вдруг, в последний момент, засомневалась, а стоит ли? Не лучше ли провести урок в традиционной форме? (Чуть-чуть не попалась в "ловушку" своими собственными руками расставленную. Урок ещё не начался, а я уже не верю в способности своих детей! "Минус" мне ОГРОМЕННЫЙ. Как можно вселить надежду в ученика, если сама в него не веришь???)

И все один к одному складывается. Мультимедийный проектор занят, расписание неожиданно поменялось: теперь мой "Окр.мир" после физкультуры. "Ага, - думаю, - сейчас мои "исследователи" вернутся с физ-ры " с пылу - с жару" и ТАКОГО мне "наисследуют". Звенит звонок. Слава богу, всё к уроку готово!!!

Оргмомент, вступительная беседа - все, как полагается.

Сомневаюсь еще и потому, что детки маленькие. Недалеко от первого класса еще ушли. Задаю вопрос:"Как вы думаете, что может служить доказательством того, что Земля имеет форму шара?" Молчание... Тут я чуть не попалась во вторую "ловушку": "Ответь на свой вопрос сама". Но нет, жду... Дети поняли, что от меня сегодня толку мало. Робкие предположения... Потом сообщаю им, что они сегодня - "ИССЛЕДОВАТЕЛИ"!!! Через несколько минут урока ребятишек не узнать! Нет "неправильных" ответов, есть только предположения, которые можно опровергнуть или поддвердить....На этом уроке мои "новоспеченные" исследователи и учебник по-другому читали, и на вопросы отвечали как-то по-особенному!
Так вот о чем это я? О том, что учитель иногда боится "отпустить" своих учеников в их деятельности на уроке. А настоящий исследователь должен быть свободным, не должен быть ограничен какими-то рамками...

P.S. Вообще-то, пост начинала писать совершенно другой. Хотела написать про проблемы при организации исследовательской деятельности младших школьников. Но об этом напишу позже...