20 апр. 2010 г.

Зрительные диктанты И.Т.Федоренко

Несколько лет назад, только начиная работать в начальной школе, в одном их журналов я встретила описание методики проведения зрительных диктантов И.Т. Федоренко.

Одной из целей проведения таких диктантов является формирование навыка беглого чтения. Используя данную методику уже несколько лет, я глубоко убеждена, что проведение зрительных диктантов способствует развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти и является хорошим подспорьем для развития орфографической зоркости.



Хочу остановиться на некоторых моментах применения данной методики в своей практике. Читая отзывы и комментарии коллег о диктантах И.Т.Федоренко в разных изданиях, можно встретить различные мнения о том, в каком классе целесообразно применять такой вид работ. Некоторые учителя используют зрительные диктанты во втором классе, другие – в третьем. На мой взгляд, наиболее эффективным является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда как никогда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.

Сначала я использовала только те наборы, которые предложил И.Т.Федоренко. Потом стала составлять свои, подбирая не просто разрозненные предложения, а объединяя их в тематические группы. Очень хорошо подходят пословицы и поговорки, а также предложения со словарными словами. На первый взгляд, может показаться, что использование пословиц, поговорок, примет усложняет написание зрительных диктантов. Однако, опыт показывает, что ребятишки справля 102;тся с выполнением данного задания. Кроме этого, решаются задачи развития речи.

При индивидуальной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, орфограммы в словарных словах выделяю красным цветом. Такой подход позволяет ученикам быстрее запомнить написание слов с непроверяемыми орфограммами. Предлагаю один из наборов текстов для проведения зрительных диктантов по этой методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т.Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики к концу второго
82;ласса дети с легкостью пишут предложения из 70 букв при достаточно небольшом времени экспозиции.