18 сент. 2012 г.

Мастер -класс "Развитие критического мышления средствами ИКТ". Финишная прямая . Рефлексия.

Подошел к завершению мастер-класс Оксаны Петровой «Развитие критического мышления средствами ИКТ», проходивший в рамках образовательной on-line конференции «Новая школа: мой маршрут». Последнее задание, которое выполняют участники МК – написание рефлексивного сообщения.
Задание, благодаря которому, собственно, и появился этот пост в моём несколько «заскучавшем» в последнее время блоге… Финишная прямая… Но ощущения того, что после выполнения заданий мастер-класса я нахожусь на финише, почему-то не возникает. Мое состояние можно описать кратко – очередной «взрыв мозга». Но обо всем по порядку…


  С понятием «критическое мышление» я была знакома еще до начала МК. Приемы технологии развития критического мышления, освоенные ранее, применяла на уроках чтения, окружающего мира (составление кластеров, таблицы ЗИУ, приемы «Инсерт», «Лови ошибку» и т.д.). Участвуя в сетевых проектах. работали с ребятишками и в различных сервисах визуализации: составляли ментальные карты, облака слов, ленты времени. 

Но, сейчас пришло понимание того, что я использовала не все возможности для развития критического мышления у своих учеников. Так сказать, не смогла соединить приятное с полезным, так работа с различными Интернет-сервисами не воспринималась мной как одно из средств развития критического мышления. Технология развития КМ и ИКТ были для меня разведены или, точнее, существовали параллельно. Материалы мастер-класса помогли мне понять, что прежде чем начать работу с каким из средств визуализации важно проанализировать не только то, ЧТО мы будем делать, но и КАК и ЗАЧЕМ мы это будем делать. Важно, чтобы ученики видели в результате своей работы не только "красивую картинку", но и понимали, что они изучают, как они учатся, приобретали знания об особенностях своих мыслительных процессов. Наверное, это одно из основных «открытий», совершенных в ходе участия в мастер-классе.

 Как и большинство участников МК не могу не упомянуть об огромном количестве информации, предложенной для изучения, размышления и понимания. Впервые узнала о приеме "Денотатный граф", составлению которого предшествовала работа с текстом (выделение ключевых слов-глаголов). То, что у меня получилось в результате, можно увидеть ниже.

Жаль, что приобрела эти знания только сейчас, когда четвертый класс уже выпущен. А пока моим первоклашкам придется "подрасти" до того времени, когда мы попытаемся поработать именно в том формате, который предложила Оксана. Есть мысли попробовать такую работу на уроках чтения при составлении портрета литературного героя, а также на уроках ОМ (в учебнике есть тексты замечательным образом подходящие для такого анализа).

Еще одним "открытием" для меня явилось осознание того, как  мне самой легче работать с информацией. Оказалось, что дедуктивное мышление для меня более понятно, а вот выполнение индуктивных рассуждений вызывает затруднения. Хотя я почему-то раньше была уверена в обратном. :)

Особого внимания заслуживает работа с паспортами визуализаторов, когда приходилось сначала задуматься о том ЗАЧЕМ и КАК использовать тот или иной сервис для представления информации. Это к вопросу о "красивой картинке". Интересно, но мысли эти возникали и раньше, когда с коллегами на Nachalka.com  обсуждали обоснованность, эффективность и уместность использования различных Интернет-сервисов при проведении сетевых  проектов для младших школьников. Именно тогда и возникла ассоциация: сначала купили пуговицы, а потом подбираем ткань и фасон платья, которое предстоит сшить. По-моему, очень похоже на то, как мы зачастую используем в учебном процессе различного рода визуализаторы...

На протяжении всего мастер-класса с интересом знакомилась с работами коллег. Представилась прекрасная возможность увидеть различные взгляды на одни и те же проблемы, сравнить их со своей точкой зрения.

Материалы мастер-класса заставляют возвращаться к ним снова и снова. Думаю, что еще не все "открытия" мною совершены...

P.S. Огромная благодарность Оксане за организацию мастер-класса и особо за сопровождение его участников.
Спасибо всем коллегам за интересные мысли и идеи, за возможность быть сопричастной к некоему "коллективному разуму".

С увлечение читаю рефлексивные тексты участников МК. Поражена грандиозной рефлексивной работой, которую представила в своем блоге  Лилия Егорова "Мастер-класс "Развитие критического мышления средствами ИКТ"

2 коммент.:

Алексей Махновецкий комментирует...

Весьма актуальная тема! Особенно в условиях перехода к ФГОС второго поколения. Спасибо!

Мельникова Анна комментирует...

Интересные мысли относительно образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.