6 июл. 2009 г.

Диагностика мотивации в начальной школе.


                        Я немного повторюсь, но, на мой взгляд, самое главное в младшем школьном возрасте - это не научить ребенка считать, писать, читать, а научить ребенка умению и желанию учиться, узнавать что-то новое. И если ребенок в этом возрасте этому не научен, в старшем возрасте этому научить уже невозможно. Поэтому очень важным является постоянное поддержание у ребенка интереса к учению, к школе. Но зачастую реальная картина не совпадает с той, которую нам хочется видеть. Случается, что ребенок не хочет идти в школу, потому что он ее панически боится. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. «Не хочу в школу, там «двойку» поставят, и мама будет ругаться», «Не хочу, там трудно, и играть некогда». Одна из причин подобного отношения к школе(я подчеркиваю, одна из…), как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к этому приводит запугивание детей школой, часто даже невольное. Например, когда родители говорят: «Ты же плохо считаешь, как ты будешь учиться?» или «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут, как себя вести!» В этом случае родители даже не задумываются над тем, что тем самым пробуждают в детях боязнь школы и всего, что с ней связано.
Но вернемся к мотивам. Психологи выделяют 2 группы мотивов, по которым ребенок хочет идти в школу: социальные и познавательные мотивы.
               Социальные мотивы связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желанием ребенка занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Мотивы, непосредственно связанные с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, предполагают потребность детей в интеллектуальной активности в овладении новыми знаниями, умениями и навыками
                  Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую ему дверь в мир взрослости, а также и потому, что у него есть и познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению у ребенка нового отношения к окружающему его миру. Это отношение можно назвать «внутренней позицией ученика». Большинство детей хотят идти в школу. Ими могут двигать совершенно разные мотивы: либо желание приобрести новый социальный статус – статус ученика, либо желание получить «5», либо желание узнавать новое об окружающем их мире. Вне зависимости от того, что движет ребенком на первых порах поступления его в школу, учителю и родителям необходимо всячески поддерживать это интерес к школе, превращая его в настоящий познавательный интерес. Начальный период обучения в школе, вызывающий перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка, может привести и к ухудшению эмоционального самочувствия и снижению самооценки даже у хорошо подготовленных к школе детей. Это может привести к появлению школьной тревожности и школьной дезадаптации, отрицательно влияющей на развитие личности ребенка.
Для выявления мотивации к учению у первоклашек я пользуюсь методикой Н.Г.Лускановой, которая состоит из двух частей:

            1. Анализ детских рисунков на тему: «Что тебе нравится в школе?»
При анализе рисунков детей на школьную тему учитывается сюжет рисунка, а также его цветовое решение. Дети с высоким уровнем мотивации изображают ситуацию учебного характера (класс, доску, парты, учительницу у доски). Дети с положительным отношением к школе изображают ситуации неучебного характера (здание школы, школьный автобус). Учащиеся с отрицательным отношением к школе рисуют игровые ситуации.

            2. Анализ ответов учащихся на 10 вопросов анкеты.
            Подробнее можно прочитать здесь.
  Методика «простенькая», но на  первом году школьного обучения «работает» хорошо.