18 июл. 2009 г.

Разные детки - разные отметки...

                 Я хочу продолжить тему, затронутую в предыдущих постах. Тема эта для меня очень интересна и не "отпускает" уже на протяжении 9 лет. Проведение наблюдений над изменением мотивов учения у моих ребятишек за время обучения в начальной школе позволяет сделать вывод о том, что мотивы учебной деятельности у ребят с разной успеваемостью различны. Не могу сказать однозначно, что от чего зависит в большей степени. Но то, что различия есть - факт неоспоримый.
 

     В одном из предыдущих сообщений я рассказывала о методике диагностики мотивации Н.Г.Лускановой. Но для исследования мотивационной сферы учащихся в 3-4 классе  можно использовать методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанную на опроснике Ч.Д.Спилберга, модифицированного для использования в России  А.Д.Андреевой (1987).  По указанной ссылочке можно не только познакомиться с самой методикой, но у увидеть бланк для ее проведения.

   Да, и еще хочу отметить две методики, предложенные Е.П.Ильиным и Н.А.Курдюковой, о которых я расскажу немного попозже.  Выводы, с которыми я хотела бы вас познакомить, получены в результате исследований, проведенных на двух выпусках учащихся начальных классов. В исследованиях принимали ученики не только моего класса, а исследовались дети всей параллели.
    1.  У хорошо успевающих и проявляющих интерес к знаниям школьников, «знаемые» мотивы совпадают с "реально действующими", т.е. они учатся именно для того, чтобы "быть умными", "много знать" .

     
  2.  У школьников, успевающих на "4" и "5", но без ярко выраженных интересов к знаниям, имеется не полное совпадение тех или иных мотивов. У них доминируют мотивы: «получения отметки», «похвалы», «требования».

   3.  Для хорошо успевающих ребятишек  с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями характерна престижная мотивация, связанная с соперничеством со способными одноклассниками.

      4.   Кроме того, почти у всех детей (95%) с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо выполнять задания, сочетающиеся с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых. 

       5 . У неуспевающих  учащихся престижная мотивация развивается слабо.  Помимо  этого  слабо развиты у них как социальные, так и познавательные мотивы.

        6 . У посредственно и слабо успевающих учеников основным является мотив «избегания неудачи» либо мотив «избегания наказания».  Неуспевающие школьники ориентируются на процесс выполнения отдельных частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя. Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной материала, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элементами.

         7. У слабоуспевающих учеников мотив достижения успеха выражен значительно хуже, а в ряде случаев и совсем отсутствует.

         8. Мотив избегания неудачи присущ как хорошо успевающим, так и плохо успевающим ученикам младших классов. Но к окончанию начальной школы у последних он достигает значительной силы, так как мотив достижения успеха у них практически отсутствует.

       9. Почти четверть неуспевающих учащихся отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает мотив избегания неудачи. Хочу отметить особо: хотя мотивация у неуспевающих школьников, как правило, и мало сформирована, и плохо осознается, но, несмотря на это уровень мотивации учения у этих детей реально выше, чем считает учитель. Это приводит к недооценке возможностей плохо успевающих учеников, к ухудшению отношений ребенка с учителем и, в конечном счете, усугубляет его неуспеваемость. 

           И еще не могу не остановиться на следующих моментах : у большинства младших школьников к концу обучения в начальной школе при отсутствии познавательной мотивации снижается общий уровень мотивации учения. Это неизбежно ведет к снижению школьной успеваемости.

          Поскольку мотив поступления в школу уже теряет свою побудительную силу (позиция школьника реализована), а познавательный интерес не сформирован, у ребенка постепенно пропадает всякое желание учиться.

         Данные, полученные при обследовании учащихся , свидетельствуют о том, что среди учащихся, обнаруживших первый и второй уровни школьной мотивации, (эти уровни характеризуются положительным отношением к школьному обучению и являются самыми продуктивными для обучения), 68% детей имеют высокий показатель по шкале «Познавательная активность». Остальные – характеризуются средней степенью познавательной активности на уроке. Кроме этого, у большинства таких детей выявлено преобладание мотива получения новых знаний и низкая тревожность на уроке. Эти учащиеся характеризуются хорошей, стабильной успеваемостью и очень высоким уровнем мотивации достижения. 

       Основной путь изучения неуспевающих детей в школе и работы с ними состоит именно в восстановлении мотивации. Это достигается путем установления особого типа отношений с учителем, проявляющим максимум доверия к возможностям ученика, дозированной помощи и постепенного усложнения заданий.  
       В индивидуальной работе важно учитывать не только динамику мотивации плохо успевающих учеников, но и особенности мотивации хорошо успевающих школьников.

P.S. Несколько раз перечитывала пост. Получилось несколько длинновато, но все "лишнее", на мой взгляд, уже убрано.  Поэтому благодарю вас, если хватило терпения, и вы прочитали до "победного конца".  Для тех, кому интересна эта тема, вот список литературы.

   

   

4 коммент.:

Галина комментирует...

Чтобы читали дети, надо, чтобы родители поддерживали это. Ведь не редко слышишь "Сидит и сидит за книгой, шёл бы лучше..." И разные варианты. А ведь чтение важно в поцессе всего обучения. А раз мотива читать нет, то к старшему звену ребёнок книги забрасывает. и родители хватаются за голову.

Шейкина Светлана комментирует...

Уважаемая Галина, не могу с Вами не согласиться: учителю в одиночку невозможно сформировать интерес не только к чтению, но и к учебе в целом. И здесь очень важно, вовремя объяснить родителям, что без их поддержки нам мне обойтись. Ведь многие из них об этом даже и подозревают...
Что касается интереса к чтению, то тут, на мой взгляд, ситуация усугубляется год от года. 1 сентября 2008 года ко мне пришли 26 первоклашек (лишьодин ребенок не посещал д/с).
19 ребятишек знают только те сказки, которые им читали в д/с.
4 детей не знают даже минимума д/с.
3 детей хорошо знают 5-6 русских народных и авторских сказок, которые не входят в программу д/с.
Смотрим дальше: на одном из первых родительских собраний на вопрос анонимной анкеты: "Читаете ли вы своим детям книги? Если "Да", то какие? 10 родителей честно ответили "Нет".
9 человек просто написали "Да".
7 мам и пап смогли перечислить 5-8 народных и авторских сказок (причем большинство их них те же самые, которые дети слушают, обыгрывают и т.д. в д/с. Это разве не повод для размышления...

Любовь Геогриевна комментирует...

Тема интересная и актуальная, спасибо. Много разных мнений по поводу чтения, скорости чтения, качества. А зависит все не только от учителя. Мы, учителя, старемся все сделать, чтобы ребенок полюбил книгу, но телевидение и компьютеры вытеснили книгу из жизни ребенка. Читают дети мало, ограничивая себя тем, что в школе задали, а о дополнительном чтении и речи у детей нет.-Не задавали в школе!- вот их ответ, а разве учитель может все проверить, прослушать? Родители должны помогать и прививать любовь к чтению не меньше, чем учитель.

Юлия комментирует...

Светлана Анатольевна, а как часто учитель (или школьный психолог?) должен мотивацию проверять и родителям рекомендации выдавать? И что родители могут сделать для восстановления мотивации и повышения познавательной активности, так сказать, "в домашних условиях"?