Еще несколько лет назад понятие "Здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) только входило в нашу школьную жизнь. Но даже по прошествию времени данная тема остается актуальной.
Ведь здоровьесберегающая организация учебного процесса снижает тревожность, психическое напряжение и «здоровьеопасность» обучения. Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведет к повышению уровня заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья приобретают особое значение.
Возможно, в данном посте вы, уважаемые коллеги, найдете для себя что-то полезное.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) означает
• Качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности здоровья».
• Совокупность тех признаков, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняют традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.
ЗОТ - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, направленных на решение задачи сохранения здоровья учащихся и педагогов. Основополагающие приоритеты для такого рода педагогики следующие:
1. Здоровый ребенок – почти достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Основной показатель, отличающий все ЗОТ – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Что подразумевается под рациональной организацией учебного процесса с позиций здоровьесбережения, можно узнать здесь.
Возможно, в данном посте вы, уважаемые коллеги, найдете для себя что-то полезное.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) означает
• Качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности здоровья».
• Совокупность тех признаков, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняют традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.
В то же время под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. К таким условиям следует отнести:
• факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, экономические, социальные и т.п.);
• факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;
• организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;
• организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
• формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждений общего образования;
• динамика текущей и хронической заболеваемости.
(Из приложения к Письму Минобразования России от 26.08.2002 № 13-51-104/13)
ЗОТ - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, направленных на решение задачи сохранения здоровья учащихся и педагогов. Основополагающие приоритеты для такого рода педагогики следующие:
1. Здоровый ребенок – почти достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Основной показатель, отличающий все ЗОТ – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Что подразумевается под рациональной организацией учебного процесса с позиций здоровьесбережения, можно узнать здесь.
2 коммент.:
Светлана Анатольевна, тема интересная! Скажи пожалуйста, а чьи материалы Вы использовали при создании поста?
ljudmillar, это "кусочек" из моего отчета по самообразованию.
Вообще, при изучении вопроса переворошила много литературы. Но в этом посте в основном использованы материалы из очень хорошей книги: Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы, а Шкала трудности взята из СанПинов.
Отправить комментарий