22 июл. 2009 г.

Родители и дети


       Это сообщение родилось во многом благодаря комментарию, оставленному Галиной Михайловной Фроловой к моему предыдущему посту "Разные детки- разные отметки..."


        Значимость отметки для учеников младших классов на протяжении обучения в начальной школе различна. Ученики первых-вторых классов воспринимают отметку в «3», а тем более в «2» балла, как катастрофу. Во многом такое отношение к отметке зависит от позиции, занимаемой родителями.

      При опросе учащихся для предстоящего родительского собрания на вопрос «Что спрашивают родители, когда ты возвращаешься со школы?» я получила такие результаты:

   77,8 % учащихся отвечали, что родители спрашивают: «Что ты сегодня получил?».
  16,7 % ребят ответили, что родители вообще не интересуются школьной жизнью ребенка.
   И лишь 5,5 % опрошенных ответили, что родители спрашивают: «Как прошел день?» или «Чему ты сегодня научился?».

         На первый взгляд данная картина весьма благоприятна, ведь 84,3 % родителей интересуются успехами и неудачами детей. Но большинство из них во главу всего процесса учения ставят не сами знания, а получаемые детьми отметки. При таком отношении на первый план выступает так называемый «деловой мотив». Такие дети при беседах с учителем часто высказываются следующим образом: « Если я закончу четверть без троек, то мне купят велосипед» и т. п.

        Я, наверное, повторюсь, но теперь на первом родительском собрании я предлагаю родителям спрашивать у детей не об отметках, а задавать им вопросы несколько иного плана: «Что нового ты узнал сегодня в школе?» или «Чему ты сегодня научился?» Данный прием используется для того, чтобы попытаться переместить ведущий мотив учения с отметки на непосредственный интерес к приобретению знаний.
     А что касается интереса к чтению, нашла сегодня вот здесь достаточно интересные результаты анкетирования
Всего голосов: 1076
     Читает запоем 162 (15.06%)
    Любит читать 222 (20.63%)
 Читает иногда 161 (14.96%)
    Не любит читать, предпочитает информацию из других источников 170 (15.8%)
   Любит чтение вслух, но не хочет читать сам 242 (22.49%)
  Не любит книги 119 (11.06%)

И еще, возможно, уважаемые коллеги, вам пригодится статья Г.Семеновой "Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников" (газета "Первое сентября")