Итак, с какими же мотивами пришли мои первоклашки в школу? В силу возрастных особенностей «только понимаемые» мотивы преобладают над «реально действующими». Будущие первоклассники очень стремятся (сами того не понимая) к реализации нового социального статуса «УЧЕНИК». Приглядитесь повнимательнее к этим «МАЛЕНЬКИМ ВЗРОСЛЫМ ЛЮДЯМ». С какой важностью они заходят в класс, а как они общаются с ребятишками, которые ещё ходят в детский сад???
Мотив поступления в школу отличается от мотивов учения. Могу привести несколько ответов первоклашек на вопрос: «Для чего нужно ходить в школу?»:
1. Чтобы быть умным.
2. Чтобы получать «пятерки».
3. Чтобы быть взрослым.
4. Чтобы узнать новое.
Были и другие ответы, но для меня из выше указанных ответов особенно важным является последний. Именно поэтому на одном из первых родительских собраний в первом классе ОЧЕНЬ прошу родителей спрашивать у ребёнка после возвращения из школы не «Что ты сегодня получил?», а « Что НОВОГО ты сегодня узнал?». Вместе с тем, пытаюсь объяснить, что отметка – не всегда показатель успешности обучения. Как ни парадоксально, но многие родители воспринимают мои «заявления» как, своего рода, провокацию.
Именно поэтому в конце родительского собрания, так сказать, для дальнейшего размышления предлагаю родителям следующий «документ»:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Ни в коем случае нельзя стращать ребёнка предстоящей учёбой и трудностями этой учёбы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятёрки, и всё всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?).
Не отталкивайте ребенка с его вопросами. Сначала мы отмахиваемся от детских «Почему?», а потом сетуем на то, что ребенок ничем не интересуется.
Ваш ребенок пришел в школу учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получится. Это естественно, каждый человек имеет право на ошибку. Не лишайте ребенка права на ошибку. «На ошибках учатся».
Проявляйте интерес к учебной деятельности ребёнка, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребёнка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за него рефераты и сочинения.
Интересуйтесь не столько отметками ребенка, сколько его продвижением в познании нового.
Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребёнок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать всё на «отлично». Ребёнку полезно получить то, что он заслужил.
Поддерживайте любые творческие начинания ребенка, тем более, если они связаны с поиском ответов на трудные вопросы или поиском решения возникшей проблемы.
Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребёнка больше, чем ему задано (например, написать ни одну строчку, а целую страницу; переписывать помногу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).
Не требуйте долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребёнка.
Если вас что – то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за консультацией к учителю или школьному психологу.
27 июн. 2009 г.
Ох, уж эти мотивы... (продолжение)
Автор: Светлана Анатольевна на 21:25
0 коммент.:
Отправить комментарий