Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами своим опытом использования пословиц и поговорок на различных уроках в начальной школе.
1. Технология. Русским народом придумано очень много пословиц о труде и лени, о работе и умении. Эти пословицы вполне подходят в качестве девиза урока, настраивают детей на работу, воспитывают такие качества как трудолюбие, терпение, аккуратность.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка — из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь элементы, в которых, сгущается их содержание; это — не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё (напр., «свинья под дубом» или «он выносит сор из избы»).Варианты применения пословиц и поговорок на различных уроках в начальной школе очень разнообразны. В процессе обучения очень часто возникают педагогические ситуации, в ходе которых пословица может настроить на работу, способствовать активизации познавательной деятельности ребятишек. Я в своей работе нашла следующие варианты применения пословиц и поговорок на уроках.
Определение В. Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово .
Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл. (Википедия)
1. Технология. Русским народом придумано очень много пословиц о труде и лени, о работе и умении. Эти пословицы вполне подходят в качестве девиза урока, настраивают детей на работу, воспитывают такие качества как трудолюбие, терпение, аккуратность.
2. Окружающий мир. Пословицы и поговорки я использую при изучении сезонных изменений в природе. Причем большой интерес у ребят вызывает задание не просто объяснить смысл пословицы и поговорки, а самим подобрать пословицы, приметы, поговорки, характеризующие то или иное время года.
3. Чтение. При изучении литературных произведений различных жанров заранее составляю "набор " пословиц и предлагаю ребятам выбрать наиболее близкие к основной мысли произведения, более точно характеризующие того или иного героя. В 1-2 классе пословицы предлагаю сама, а вот в 3-4 классах ребята знают уже достаточно много пословиц и поговорок и вполне могут самостоятельно подобрать их к произведению. Особенно интересно проходит эта работа при изучении сказок (как народных, так и авторских). Такие задания помимо всего прочего способствуют обогащению словарного запаса, развитию речи учащихся.
4. Русский язык. На уроках русского языка диапазон применения пословиц и поговорок очень широк. Вот некоторые примеры:
- Составление наборов для зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко, о котором я уже присала ранее.
- Использование пословиц при изучении словарных слов.
Предагаю один из наборов пословиц и поговорок со словарными словами для изучения во втором классе по УМК "Школа 2100"
Задание: - Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? Какие орфограммы вам встретились? Какие буквы надо вставить на месте пропусков? Запишите пословицы, в скобках укажите проверочное слово (если таковое имеется). Приведите примеры пословиц, в которых встречается эта же орфограмма.
P.S. Конечно, список этот можно дополнить. Может быть, у кого-то из вас, уважаемые коллеги, есть идеи по применению пословиц и поговорок на наших уроках?
0 коммент.:
Отправить комментарий