16 окт. 2009 г.

Пословицы и поговорки на уроках в начальной школе.

         Уважаемые  коллеги, хочу поделиться с вами своим опытом использования пословиц и поговорок на различных уроках в  начальной школе.       
             Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
         Поговорка — из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь элементы, в которых, сгущается их содержание; это — не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё (напр., «свинья под дубом» или «он выносит сор из избы»).
     Определение В. Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово .
      Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл. (Википедия)
        Варианты применения пословиц и поговорок на различных уроках в начальной школе очень разнообразны. В процессе обучения очень часто возникают педагогические ситуации, в ходе которых пословица может настроить на работу, способствовать активизации познавательной деятельности ребятишек. Я в своей работе нашла следующие варианты применения пословиц и поговорок на уроках.

  1.  Технология. Русским народом придумано очень много пословиц о труде и лени, о работе и умении. Эти пословицы вполне подходят в качестве девиза урока, настраивают детей на работу, воспитывают такие качества как трудолюбие, терпение, аккуратность.
2. Окружающий мир. Пословицы и поговорки я использую при изучении сезонных изменений в природе. Причем большой интерес у ребят вызывает задание не просто объяснить смысл пословицы и поговорки, а самим подобрать пословицы, приметы, поговорки, характеризующие то или иное время года.
3. Чтение. При изучении литературных произведений различных жанров заранее составляю "набор " пословиц и предлагаю ребятам выбрать наиболее близкие к основной мысли произведения, более точно характеризующие того или иного героя. В 1-2 классе пословицы предлагаю сама, а вот в 3-4 классах  ребята знают уже достаточно много пословиц и поговорок и вполне могут самостоятельно  подобрать их к произведению. Особенно интересно проходит эта работа при изучении сказок (как народных, так и авторских). Такие задания помимо всего прочего способствуют обогащению словарного запаса, развитию речи учащихся.
4. Русский язык. На уроках русского языка диапазон применения пословиц и поговорок очень широк. Вот некоторые примеры:
  • Использование пословиц при изучении словарных слов.
Обобщенный вид задания: - Знаете ли вы пословицы с изучаемым словом? Какие? Что означает та или иная пословица (поговорка)? Когда мы так говорим? Запишите пословицу, комментируя орфограммы, которые вам встретились.
     
Предагаю один из наборов пословиц и поговорок со словарными словами для изучения во втором классе по  УМК "Школа 2100"

  • Использование пословиц и поговорок, в которых встречаются различные орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма,  развитию орфографической зоркости.


  •          Задание: - Прочитайте пословицу.  Как вы понимаете её смысл? Какие   орфограммы вам встретились? Какие  буквы надо вставить на месте пропусков? Запишите пословицы, в скобках укажите проверочное слово (если таковое имеется). Приведите примеры пословиц, в которых встречается эта же орфограмма.

    P.S. Конечно, список этот можно дополнить.  Может быть, у кого-то из вас, уважаемые коллеги, есть  идеи по применению пословиц и поговорок на наших уроках?