27 авг. 2009 г.

Отметка или знания?


Влияние мотивации – это вещь деликатная,  легко не обнаруживается,
но, в конце концов дающая о себе знать роковым образом.
                                                                                                                        П.Я.Гальперин

           Наконец-то выполняю свое обещание. Сегодня, уважаемые мои читатели, я хочу более подробно познакомить вас с двумя методиками диагностики направленности мотивов учения на приобретение знаний и на отметку, авторами которых являются Е.П.Ильин и Н.А.Курдюкова.

           Это две довольно простые, но в то же время "показательные" диагностики. Познакомиться с ними можно здесь: методика "Направленность мотивов на отметку" и  методика "Направленность на приобретение знаний".  Для получения более полной информации целесообразно сравнить результаты, полученные по обеим методикам. Я пользуюсь ими не первый год, потому что они позволяют увидеть "скрытую" мотивацию учеников. Могу сказать, что  преобладание той или иной направленности мотивов отражается на том, как ребята выполняют   различного рода задания учителя.

          Приведу такой пример из своей практики. В з классе предложила своим деткам оформить одну страничку в классном альбоме под названием «Это интересно», где нужно было поместить какой-либо заинтересовавший ребенка факт (например, из жизни животных или растений). Причем в качестве источников предлагались как школьные учебники, так и дополнительная литература. На странице можно было поместить рисунок или иллюстрацию. Первоначально оговаривалось также и то, что работу эту можно выполнять по желанию и отметка за нее выставляться не будет.

       Мои наблюдения показали, что ребята с ярко выраженной тенденцией на приобретение знаний, брались за работу с большим удовольствием и даже установили своеобразную «очередь», кто за кем будет брать альбом домой для оформления. Их работы отличались красочностью, содержательностью, аккуратностью. Никто из них не пользовался школьными учебниками. И эти дети проявляли достаточный интерес и к работам других учеников.

      Учащиеся, у которых ярко выражена тенденция на получение отметки, соглашались выполнять работу с неохотой, только после того как условие добровольности заменили условием обязательности.

     Учащиеся с достаточно высокими показателями по методикам Е.П.Ильина и Н.А.Курдюковой, но без явного преобладания той или иной мотивации, достаточно активно включались в работу, но долго не могли выбрать, какой именно научный факт им отразить в альбоме, задерживали альбом на 2-3 дня.

    Учащиеся, вошедшие  в так называемую «группу риска» с достаточно низкими показателями по  двум методикам, долгое время оставались в стороне от этой работы. Согласились они ее выполнять только после того, как я сказала, что этот альбом будут смотреть родители на родительском собрании. При выполнении данного задания они пользовались исключительно школьными учебниками.

    Для младших школьников оценка всегда была и будет достаточно серьезным мотивом учения. Но учитель всегда может повлиять на процесс смещения ведущего мотива с оценки на мотив приобретения знаний. Главное, чтобы сделать это вовремя.  Чтобы развивать у детей любознательность, увлечь их, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм. Так как после того, как будет сформирован интерес к познанию, удовольствие будет доставлять сам процесс.
    При организации творческой познавательной деятельности иногда важно растянуть процесс выполнения работы хотя бы на несколько дней. Увлекаясь поставленной проблемой, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, «тормошат» родителей, привлекая их к совместному творчеству. Учебное задание выходит за рамки школы, урока - в семью. Дети по собственной инициативе начинают поиск познавательной информации уже не только в учебниках, но и в своей домашней библиотеке, в Интернете.

       В 3-4-х классах начинает проявляться избирательное отношение к учебным предметам.
Мотивы, которые определяют преобладание интереса к тому или иному предмету, многообразны. Но в основном они сводятся к следующим:
       1.Непосредственный интерес к содержанию самого предмета, к тому учебному материалу, с которым детки знакомятся на уроке.
       2.Характер той умственной деятельности, которой требует предмет.
       3.В некоторых случаях интерес к предмету определяется удачами ребенка в ходе обучения данному предмету.
      4.Положительный интерес вызывает личность учителя, преподающего тот или иной учебный предмет, и сложившиеся эмоциональные отношения с педагогом.

      Если вас, уважаемые коллеги, заинтересовали эти методики, то готовые бланки для их проведения можно скачать здесь:    Литература:
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002 – 512 с. (Серия «Мастера психологии»)