26 июн. 2009 г.

Ох, уж эти мотивы...


Очень важно разобраться в том,
что хочет делать и делает человек.
Но еще важнее уметь разобраться в том,
по каким мотивам он так поступает...

К.К. Платонов


       Вот и закончился первый учебный год у моих первоклашек. Пожелала им всем хорошего летнего отдыха, а сама думаю о том, все ли сделала для того, чтобы мои "бывшие" первоклашки с желанием и удовольствием, а не "из-под палки" пришли во второй класс. Ведь "мотив поступления в школу" у них уже реализован. Первые ранцы, первые тетрадки и прервые "оценки" учителя уже позади. А , как известно, этот мотив неравноценен мотивам, которые обеспечивают настоящее положительное отношение к школе. Как же сделать так, чтобы интерес к учению у моих маленьких первооткрывателей не угасал, а разрастался все с новой и новой силой, как бы подкидывая дровишек в огонь учения, огонь любознательности, который горел в их любопытных глазках 1 сентября 2008 года.      

     По моему глубокому убеждению, каждый учитель должен быть психологом и четко понимать не только чему учить, но как научить ребятишек учиться. Именно поэтому огромное внимание я уделяю формированию учебной мотивации младших школьников. В свое время изучила огромное количество литературы по данному вопросу, узнала о классификации мотивов учения и способах их диагностики. В более обобщенном виде классификация мотивов учения представлена ниже. А для тех, кому интересно узнать об этом более подробно, можно обратиться сюда.
    Во многом благодаря интересу к вопросу об учебной мотивации я получила второе образование по специальности "педагог-психолог". Для себя выработала несколько основных постулатов, которые неизменно мне помогают.
    Используйте в работе все многообразие методических приемов, позволяющих активизировать познавательную деятельность вашего ученика. Замените скучные упражнения репродуктивного характера интересными творческими заданиями.
   Поощряйте любые проявления любопытства ученика на уроке. Но не только отвечайте на его вопросы, но и подталкивайте к стремлению самостоятельно отыскать ответы на возникшие вопросы.
    Учите детей получать удовольствие от трудной умственной работы. Радуйтесь при ее успешном выполнении так, как будто этот «подвиг» совершили вы сами.
     Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психологи, согласных всю свою жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно стремление улучшать свое положение. Это стремление следует поощрять и активизировать его, взывая к самолюбию, подчеркивая возможность, улучшения достижений. Любой школьник прекрасно понимает, что занимается недостаточно и мог бы улучшить свою успеваемость. Что же ему не хватает? Одного сознания мало, нужен и толчок. Его то и должен выполнить педагог, опираясь на уже существующее внутреннее стремление. Заставьте ученика произнести: «И я не хуже других!» Надо, чтобы он почувствовал вашу озабоченность и поверил вам. Тогда возможность доверительной беседы увеличивается: «Саша, твой долг перед собой, твоими родителями и обществом—учиться лучше. Не каждому дано быть гением. Но каждый может и должен много работать. Никто не ожидает от тебя невозможного. Тебе нечего стыдиться и расстраиваться из-за того, что у других дела идут лучше, просто старайся изо всех сил. Никто не требует от тебя большего. И ты обязательно добьешься успеха.
        Показывайте достижения. Несомненно, стимулом к прилежной учебной работе служит представление обучаемому объективной информации о его индивидуальном познавательном прогрессе, причем в сравнении с другими участниками процесса. Лучшим средством для этого служит открытый рейтинг или «система открытых перспектив» по В. Шаталову. Педагоги, использующие эти приемы стимулирования, достигают более высоких темпов продвижения в учебе. И секрета тут особого нет—большинство людей любят слушать, когда о них говорят приятные вещи: на какое-то время доброе слово, «экран успеваемости», обнародованный рейтинг придают чувство уверенности и удовлетворения собой.
       Хвалите. Это не такой простой стимул, как кажется на первый взгляд. Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Благодарности получать всегда приятно, но общие, безликие трафареты не идут ни в какое сравнение с адресованными конкретно тебе теплыми словами. Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Язык мимики и жестов тут очень важен. Если учитель говорит, что ему понравилось сочинение, но вид при этом имеет насупленный и угрюмый, то учащиеся, скорее всего, не поверит его словам.
         Критикуйте, сопереживая. Важно не просто указать ребенку на его ошибки, но и помочь ему поверить в то, что даже самый большой его промах есть шаг вперед.
          Создавайте хорошую репутацию своим ученикам. Поощряйте их за каждый успех. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима. Действуйте так, чтобы все, на что побуждаете своих учеников, казалось им вполне выполнимым. Пусть они верят в собственные силы. Пусто они будут рады сделать все, что вы им предложите.
     Не скупитесь! Присваивайте титулы, звания хорошо работающим учащимся. Некоторые из них так ждут вашего признания, что сделают все, лишь бы оказаться замеченными вами.

6 коммент.:

Мария Смирнова комментирует...

Прекрасно!

Ольга Ситтиковна комментирует...

Повторюсь. Действительно прекрасно!

Ольга Александровна комментирует...

Замечательно!!

PS комментирует...

Материал замечательный. Обязательно буду рекомендовать на семинарах.

А вот я наверное моральный урод. Вспоминая своё школьную жизнь, мне как-то было фиолетово на эти похвалы. Если мне удалось сдлеать что-то, то уже сам факт этого был наградой. И слова "Глядите, какой Саша молодец" вызывали у меня чувство досады, вторжения в мой мир.

Мария Смирнова комментирует...

Александр Юрьевич, одно другому не противоречит. И статья-то называется "Мотивы". У вас был СВОЙ мотив.

Светлана Анатольевна комментирует...
Этот комментарий был удален автором.