16 сент. 2010 г.

"Кто такой человек?", или как мы "испортили" урок математики

Урок математики в 3 классе по учебнику Л.Г.Петерсон. Работаю по нему уже 4 набор. Тема урока "Подмножество". Поскольку очень люблю этот учебник, то знаю какие задания явно вызовут затруднения, знаю, где придётся потратить побольше времени... Но "человек предполагает. а..." Не всегда рада, когда урок идёт не по задуманному плану. Но это не тот случай! :)
15-я минута урока - объяснила новую тему, рассказала о том, что такое "подмножество", познакомила со знаками "является подмножеством" - "не является подмножеством".
20-я минута урока - работаем по учебнику. Вижу, что работаем БЫСТРО. И всё, что я запланировала, закончится минут через 15. "По горячим следам" предлагаю создать свою диаграмму Венна. Спонтанно...
Справляемся тоже быстро. Диаграммы составляем "от меньшего - к большему". Работаем в парах. Придумываем, озвучиваем свои варианты.  Почему-то из всех вариантов коллективно решаем поработать с подмножеством "Девочки нашего класса". То, что получается в результате, вы можете увидеть на рисунке. (Правда, в ОЧЕНЬ сокращенном варианте. На рисунке не указала некоторые "промежуточные" подмножества, уж очень объемно у нас получилось.)



И вот когда, казалось бы, самое большое множество - "Люди" определено, всё также спонтанно черчу на доске окружность большего диаметра. На вопрос "Что же это может быть за множество?", довольно быстро получаю ответ: "Живые существа". А дальше происходит следующее...
- Назовите, пожалуйста, какие ещё элементы входят в состав множества "Живые существа"
- Лисы, медведи, черепахи, слоны, обезьяны, змеи , пауки и т.д., и т.п.
- Как всех их можно назвать одним словом?
- Животные.
- Значит, человек тоже животное?
... Дальше - многозначительное молчание. "Как это человек-животное?" И вот тут-то и началось. Мнения разделились.
- Тогда докажите свою точку зрения.
Проспорили до конца урока математики. Вспомнили всё, что знаем, и даже то, что не знаем :))) К единому мнению, конечно же, не пришли. Но видно, так ребятишек задела эта тема, что на перемене они отправились опрашивать учителей и учеников нашей школы. Даже до директора добрались.
На следующем уроке спрашиваю:"Какой урок у нас только что прошёл?" И слышу ответ: "Математика, больше похожая на окружающий мир". Вот вам и интеграция :)
Решили, что останавливаться не будем. И в пятницу на уроке окружающего мира продолжим разговор, но только уже подготовимся. Дома родителей поспрашиваем, в Интернете поищем. Тема, конечно, не по плану. Но уж очень интересно, что у нас получится.

Было это вчера. Честно говоря, думала к сегодняшнему утру поостынут мои спорщики. Да не тут-то было. Сегодня принесли кучу книг. Ромка С Интернета картинки про эволюцию человека распечатал. Так что ждём завтрашнего урока-диспута.
Правда, одно опасение: а не превратится ли он в урок математики :)))